20.03.2014

Немного чопорной театральщины

Одним пасмурным днем мне предложили составить компанию в кино. Самомотивация подсказала мне, что вечером ничего, кроме лени, меня не ожидает, поэтому я согласился, слегка поотказывавшись для приличия. Под катом мои впечатления от Франкенштейна.

Внимание! В тексте присутствуют цитаты на английском языке для более точной передачи смысла.

— Ты видишь луну?
— Да, вон она.
— Опиши мне её.
— Одинокая.
— Это хорошее слово, отличное.
— Грустная, как я.
— Почему она грустная?
— Потому что одинокая.
Диалог между стариком и Созданием

КиноТЕАТР

Во-первых, это оказался не совсем фильм, а театральная постановка, снятая на видео и демонстрировавшаяся в кино. Взяли самый настоящий спектакль, с самыми настоящими актерами и зрителями в зале, добавили несколько камер, чуток монтажа и пустили это по кинотеатрам. Интересный ход.

Во-вторых, это не абы какой театр, а Королевский британский театр. Впрочем, не могу себя причислить к ценителям театрального жанра, который может рассуждать о различии британской, европейской и русской театральных школ.

В-третьих, в ролях Бенедикт Камбербэтч (известный многим фанатам по роли Шерлока Холмса и фильму «Стартрек: Возмездие») и Джонни Ли Миллер (лично мне известный по фильму «Хакеры»). Забавно, что Ли Миллер так же играет Шерлока Холмса в американском сериале.


Тысячи их!

Лампочки накаливания. Десятки, сотни, десятки сотен, мириады лампочек накаливания с индивидуальным динамическим управлением буквально создают небо над сценой. С них начинается представление, ими и заканчивается. Звездное небо, молнии во время грозы, северное сияние… Я никогда не видел столько лампочек в одном месте. Начало обещало интересное продолжение. О декорациях расскажу чуть позже, а пока под светом сотен ламп родилось … Создание.

Немного отвлекусь. Как я выяснил позже, существуют две версии театральной постановки, в которой актеры, играющие ученого Франкенштейна и Создание, меняются ролями. Я смотрел версию, где Франкенштейна играет Камбербэтч, соответственно под гримом Создания скрывается, хотя здесь будет уместнее сказать раскрывается, Ли Миллер. Забегая вперед, скажу, что я в итоге посмотрел оба варианта, и первый расклад меня порадовал больше: Камбербэтчу идет образ эдакого гениального ученого с претензией на божественные замашки, а Ли Миллер ну уж очень органичен в роли монстра.


Актеры те же, роли сменились

Но вернемся к Созданию. Скажу честно, я не читал книгу. Но видел несколько фильмов (Франкенштейн 1931, Невеста Франкенштейна 1935, Франкенштейн 1994 с де Ниро в роли Создания), поэтому буду сравнивать с ними. В фильмах довольно подробно описывается и жизнь Франкенштейна до оживления: то, как он обучался наукам, ставил эксперименты, и, собственно, финальный эксперимент, в результате которого он произносит известную фразу «It's alive!». В театральной же версии Создание воскресает само по себе. Вернее, долго, мучительно и неумело пытается воскреснуть — сцена становления на ноги занимает почти 8 минут. Ну вот что можно целых 8 минут делать на сцене практически без декораций одному актеру, да еще и не говоря? Но Ли Миллеру удалось втиснуть в эти 8 минут практически весь опыт младенцев от момента рождения до момента становления на ноги. Неумелые движения, судороги от электричества, породившего в нем жизнь, эмоции, вызванные непониманием — что оно, где оно и что ему делать. За эти 8 минут меня, среди прочих, посетили две мысли: «сейчас придет ученый и пристрелит бедолагу, чтоб не мучался, и фильм закончится» и «хм, а ведь захватывает». Ученый пришел, конечно, но не пристрелил, ибо постановка идет два часа.

Что же касается «захватывает», то нужно отдать должное подобному варианту изложения истории. Нет спецэффектов, почти нет декораций, нет навороченной техники (вру, был стимпанковский поезд), нет живописных планов, кучи массовки. На сцене не больше 10 актеров, но буквально через несколько минут грань между тобой и сценой в виде полотна кинозала стирается, ощущаешь себя как в настоящем театре, с бонусами в виде разных ракурсов и крупных кадров. А что взамен? Эмоции, мимика, пластика! То, что зачастую становится жертвой нескольких дублей, монтажа, да и просто задумок режиссера в фильмах. То, что правит балом в театре, и то, что держит тебя в напряжении все два часа и заставляет переживать больше, чем какие-нибудь Титаник или Хатико (нет, я не смотрел их).


Декорации

Вообще, театральная постановка разительно отличается от фильма по эмоциональной составляющей. Если в фильмах просто следишь за сюжетом, то в постановке значительно больше времени и усилий отдано на то, чтобы донести чувства, эмоции и переживания Создания. Разумеется, в этом помогают и декорации. О потрясающей веренице лампочек над сценой я уже писал, можно и о самой сцене рассказать.

Сцена в виде круга почти по всему периметру окружена зрительскими местами в виде амфитеатра. И да, там сидели живые люди и смотрели спектакль. Благодаря достижениям современной техники, на ней довольно быстро менялись декорации, но они настолько минималистичны, дабы не мешать восприятию актерской игры, что порой приходится догадываться, что же вот та палка или веревка означают. К примеру, мне потребовалось время на то, чтобы понять, что вот тот красный полукруг на заднике сцены олицетворяет рассвет. Да, в спектакле есть сценка, где Создание встречает свой первый рассвет в лесу. И свой первый дождь. Режиссер вообще хорошо подошел к постановке: на сцене был и дождь из настоящей воды, и настоящий огонь костра или факела. Наши бы такое не пропустили из соображений противопожарной безопасности :)


«Герои, римляне… Что они делают? Они мстят!»

В постановке очень много времени отдано на сцены, где показывается развитие Создания как личности. Причем личности доброй, любящей, помогающей людям. Вначале… Одна из тем, которые затрагивает произведение — первородный грех. Слепой старик, обучающий грамоте Создание, рассказывает ему, что есть две точки зрения: «Согласно первой, мы все рождены несовершенными, и требуется помощь высшей силы, божества, чтобы преодолеть грех рождения. Другая же, которой придерживаюсь и я, утверждает, что дитя не тронуто грехом, что зло есть продукт воздействия общества, и что Бог ничего не может поделать с тем, каким человек вырастает — плохим ли, хорошим ли.» Однако, судьбе было угодно, чтобы общество породило зло в Создании. Он был не такой, как все. Даже дети старика, которым он тайно помогал охотиться, пахать землю, вести хозяйство, отказались от него и выгнали. У Создания возникло слишком много вопросов к Создателю о смысле своего бытия. А старика с детьми он спалил, ибо нефиг!

Порой было очень забавно смотреть на Создание, обсуждающее Плутарха, Милтона, философов древности. Встреча Создания и Франкенштейна тоже довольно интересна, когда Создание демонстрирует немалые интеллектуальные способности. И Камбербэтч очень точно сыграл и некое восторженно-насмешливое удивление от способностей своего детища, и внезапно нахлынувшее осознание того, что он не знает, что же делать со своим экспериментом дальше, со своим «уравнением, теоремой, головоломкой», и попытки оправдаться перед Созданием за то, что хотел его убить.


Ох уж эти ученые

Как я уже сказал, Камбербэтчу идут роли эдаких сумасшедших гениев. Порадовал диалог между ним и его невестой:

— Почему тебе необходимо меня видеть?
— Ну хотя бы потому, что ты собираешься на мне жениться!
Эдакий отстранившийся от общества чудак с замашками Бога и непомерным ЧСВ. В постановке есть момент, который есть в книге, но исключен практически из всех фильмов: Франкенштейн соглашается оживить для Создания подружку. Для этого Виктор прибывает в Англию, где зрителей поджидают потрясающие моряки с ирландским акцентом! Очень колоритные персонажи. И вот, натаскав свеженьких трупов, Виктор демонстрирует невесту Созданию. Последнее произносит при этом такую чувственную, страстную и пламенную тираду про любовь, что и зритель, и ученый пребывают в некотором замешательстве и удивлении: неужели монстр способен любить?! А потом Виктор на глазах Создания уничтожает ее. Для себя я так и не решил (хотя склоняюсь ко второму варианту), сделал ли он это, поскольку пришел к каким-то выводам про ответственность творца, контроль и свободу, либо же чисто из желания посмотреть, на какие же еще чувства способен его удавшийся эксперимент. За что и поплатился. Создание (который раз ловлю себя на мысли, что хочу назвать его по имени, но, увы, Виктор не дал своему детищу такой роскоши) оказалось способно быстро учиться, в чем и призналось весьма пугающей фразой невесте Виктора:
Я смотрел, и слушал, и учился, вначале я не знал ничего, но я изучал поведение людей и постепенно научился разрушать, ненавидеть, унижать. И у ног своего создателя я научился высшему из людских умений, умение, которым не обладает ни одно другое создание. Я, наконец, научился лгать.
Аха… произнес он, значит, эту фразу, изнасиловал невесту и свернул ей шею. И даже в этот момент Виктору не отказало ЧСВ. Он решил оживить свою супругу, а, встретив сопротивление со стороны родственников и прислуги, гений, для которого жена могла стать еще одним экспериментом, так и вырывался наружу из глубин: «Я могу ее воскресить! Я обладаю знаниями свыше вашего понимания! Как смеете вы звать меня сумасшедшим?!»


Музыка

Отдельно хочется отметить музыку к спектаклю, ее написала группа Underworld (что лично мне ничего не говорит). Музыка настолько гармонично вписалась в сюжетную линию, что даже слушая трэки отдельно, перед глазами всплывают сцены из постановки. Нежность и страсть Создания во сне под гитару; холод и колючесть Альп; и, конечно же, боль, одиночество и ненависть Арктики.

Финальный эпизод в Арктике очень сильный. Перед зрителем предстают два существа, два монстра. «He lives for my destruction, I live to lead him on.» Ненависть — всё, что у них осталось в конце. Создание потерял последнюю надежду на счастье, Франкенштейн потерял семью, так и не поняв, что такое любовь. Хотя Создание оказалось еще тем троллем, чего только стоит фраза «Пойдем на Северный Полюс, найдем источник магнетизма», брошенная умирающему ученому. Забавно, но в жизни, видимо, нужен не только человек, которого бы любил, но и человек, которого бы ненавидел. Порой эти чувства сплетаются по отношению к одному человеку, не зря же говорят «от любви до ненависти один шаг», обратное тоже верно. И вот издевка «только не говори, что ты сдох, мы только начали!» почти сразу сменяется сначала по-детски наивным вопросом «Master, what is death? What will it feel like? Can I die?», а потом и вовсе трагичной, полной странной любви и сострадания фразой «Forgive me my cruelty, please, forgive me. All I wanted was your love. I would have loved you with all of my heart!» К сожалению, в письменном виде не передать интонацию и мимику Создания, но момент трогает до глубины души.


The son becomes the father. The master the slave!

О чем это произведение, о котором практически все слышали? До спектакля это была лишь история об ученом, оживившем мертвеца, которое не прижилось в обществе, ряде приключений, нескольких смертях и трагичном финале. Кстати, в фильмах Создание так или иначе погибает, по одной из версий сжигая себя вместе с замерзшим насмерть во льдах Альп Виктором. А спектакль… он позволил взглянуть на произведение с другой стороны. Тут не было экшна, умопомрачительных декораций и спецэффектов, но были чувства. Это произведение о двух монстрах: физическом и моральном, которые были … Different. Это слово проходит через весь спектакль и описывает одинаково хорошо и Создание, которое выглядело не так, как все, и Виктора, который мыслил не так, как все. Они потеряли всё, но нашли друг друга. Единственную цель своего дальнейшего существования: «Hatred is what I know. Only you give me purpose. You I desire.»

По возможности, рекомендую к просмотру.

Комментариев нет:

Отправить комментарий