13.11.2015

Мастер-класс Рашапа в Краснодаре

Вот и закончился 4-дневный мастер-класс Ильи Рашапа в Краснодаре. Мне посчастливилось побывать на всех 4 днях, о чем и хотелось бы рассказать.

Для тех, кто не в теме, немного официальщины: Илья Рашап – независимый фотограф, член Союза фотохудожников России. Основные виды деятельности: рекламная, имиджевая фотография, fashion&beauty, свадебная фотосъемка, художественные фотопроекты. А если более жизненно: скандально известный ню-фотограф, который любит поливать всех и вся. Во всяком случае у многих, кто лично не знаком с Ильей, складывается именно такое отношение. Но на самом деле… Впрочем, обо всем по порядку.

Are you gangsters? — No, we are Russians!

Когда я только познакомился с творчеством Ильи, меня поразило, с каким педантизмом и скурпулезностью он подходит к световому решению кадра. Там, где мой мозг видел 3-4 источника света, их оказывалось 12-15, и каждый действительно для чего-то был нужен. Я залип в его блоге, который просто наводнен интереснейшей информацией: это и детальный разбор своих карточек (поэтапное пояснение какой свет, какие приемы и техники использовались), и разбор световых и композиционных косяков чужих карточек, и забавные рассказы из жизни. Около года я ждал МК Ильи в Краснодаре, а когда случился анонс, тут же были отложены деньги и взят отпуск. Уж очень хотелось мне научиться видеть, хотя нет, в данном случае это не правильное слово, чувствовать свет, хотя бы на процент так, как его чувствует Илья. Ну и было интересно, действительно ли он в жизни такой троль и цинник, которым частенько предстает в видео или его выставляют в интернетах. И, забегая вперед, хочу сказать, что я ни разу не пожалел.

Ниже будет довольно много рассуждений не о технических аспектах, а о самом Илье. Но это лишь субъективное мнение, с которым вы вольны не соглашаться.

День 1. «Фотография как искусство» и «Маркетинг в фотографии»

Это был очень тяжелый день. Две темы за раз, это, на секундочку, 12 часов теории, а если учесть перерывы на кофе… Надо отдать должное Илье: всё это время он не начитывал, а именно рассказывал, иногда подглядывая в конспект. Увлеченно, воодушевленно, частенько уплывая в какие-то другие, не касающиеся основных тем, горизонты своих мыслей. Но никто и не думал его останавливать, все жадно впитывали информацию.

В моем блокноте поселились фамилии мировых мастеров совершенно разных жанров, которые мне показались интересны, названия проектов, которые стоит посмотреть, но больше всего было заметок о том, каков сам Рашап. Часть этих заметок, пожалуй, можно вынести в свет:

  • очень похож на Гари Олдмана в молодости, ну по крайней мере на мой взгляд
  • любит слово «экивок»
  • частенько упоминает розовых котов
  • верит в карму
  • человек достаточно тонкой душевной организации

Остальное, наверное, более личное, и пусть это останется в блокноте.

Вторая тема дня была несколько менее интересной и информативной, нежели я расчитывал. Однако и из нее я почерпнул не мало полезных знаний. В том числе и о самом Илье. Должен признать, если вы не общались с человеком хотя бы часа 4, то вы ничего про него не знаете. Серьезно, все те описания Ильи, которые ходят в интернетах, не имеют ничего общего с тем, какой он в действительности. Мне он показался открытым (насколько открытым может быть интроверт), интересным, разносторонне развитым, интеллигентным, и очень преданным своему делу и своим идеалам.

Говорили об отношении к клиентам, о методах пиара, о категориях заказчиков, послушали истории из жизни, поиграли в игру «в 2-3 словах опиши творчество фотографов», карточки Рашапа описываются фразой «девушка стоит» :)

Домой я добрался за полночь. Спасибо чудесному общественному транспорту Краснодара, который вымер в тот вечер.

День 2. Эффективное использование смешанного и постоянного света

Признаюсь честно, эта тема для меня не была открытием и бо́льшую часть того, что рассказывал Илья, я знал. Но в этом был свой плюс: пока многие просто пытались уложить в мозгу сам подход, я старался выловить для себя какие-то новые нюансы. И такие действительно были, типа съемки с проектором и отсечения света. Казало бы, это так просто, но от этих нюансов такой разительный эффект. И ты сидишь и думаешь, сколько бы тебе времени понадобилось, чтобы самому дойти до этих идей. Верно говорят, дьявол кроется в деталях.

Для себя я решил, что не буду делать фотографии на МК в довесок к записям в блокнот по двум причинам. Во-первых, мне не хотелось толкаться среди толпы других фотографов, вырывая из рук синхронизатор и подыскивая нужный ракурс среди других тел. Гораздо большую пользу даст отдельная вылазка в студию, когда можно не торопясь, осознанно повторить всё самому. А во-вторых, пока фотографы настреливали один и тот же кадр с одной и той же схемой, я торчал в курилке и слушал, что рассказывал Илья там.

К сожалению, как по мне, модель первого практического дня была слишком fashion, что не очень вязалось с антуражем, в который ее помещал Илья. Модели Краснодара вообще оказались довольно больной темой. Илья просто ужасался как мы их тут находим и работаем с ними. Большинство с комплексом бога и в каких-то несчетных модельных агенствах. Вашу Машу, вас хочет снять Рашап, бесплатно, а вы посылаете его к своим агентам? Впрочем, Кесарю кесарево.

Надышавшись студийного дыма, все довольные отправились домой ужинать.

День 3. Фотокино

На третий день мы слушали о том, как сделать более реалистичную карточку, чтобы в нее можно было поверить. Решалось это кучей светильников Dedolight, поэтому это было из разряда «вау, круто, но чертовски дорого». Хотя сам Илья настаивает, что киношникам еще хуже, ибо у них нет импульсного освещения :) Заодно рассказал о самом мощном киношном постоянном свете, с генератором размером с холодильник и работающем 9 секунд. Снимали в интерьерной студии что-то в духе триллера и нуара. И вот модель этого дня была просто шикарна. Худенькая, флегматичная, с грустными глазами, в одежде 19 века. Ей реально не хватало плюшевого медвежонка с оторванной головой. Готовая героиня для Сайлент Хила или Готики.

Поскольку Илья любит фильмы ужасов, то в этот же день довольно много разбирали фобии, приемы воздействия, психологию людей, восприятие кино и фотографии, нарушение законов фото для реалистичности картинки. Очень понравился пример про то, что днем является добрым и детским, ночью перестает быть таковым. Та же детская площадка, скрипящая качель, порванный резиновый мячь в свете одинокого тусклого ночного фонаря. Или девочка с голубыми глазами в белом платье с голым пупсом в руке, казалось бы, что может быть милее? А если это ночью и на пустыре или в лесу? Кто не обоср**ся бы?

День 4. Всё о пленере

Четвертый день был посвящен съемкам на местности. Послушав пару часов теорию про натуральность и естественность света, мы рванули на ЗИП, где и пытались делать что-то графичное с милой моделью последнего дня МК. Надо отдать ей должное: она стойко продержалась на холоде до 6 вечера и даже порывалась раздеться. Кстати, по поводу обнаженки. Во-первых, Рашап не раздевает моделей на МК уже года полтора, а во-вторых, половина его работ — не ню. Так что, критики скандального ню-фотографа, делайте выводы сами.

Последний день был полон веселых историй про вазелин (применительно к фотографии), приемов со стеклом и рефлексами, и сладостей из «Белки и Стрелки».

«Фотография сродни поэзии» © Илья

У МК было две цели, с которыми Илья превосходно справился: дать инструменты (как он сам выражается «напильники»), которые можно использовать для творческой реализации, и менее очевидная, более глубокая цель — зародить в мозгу беспокойство. И надо признать, оно там засело, хочется двигаться вперед, а мир воспринимается уже чуть иначе.

Вот такие сумбурные мысли о МК Рашапа. Ах да, еще кое-что. Я хотел сделать совместное фото с Ильей. А потом передумал, и знаете почему? Оставлю этот вопрос открытым, вам на подумать. Делайте то, что нравится, верьте в себя и не слушайте других!

Комментариев нет:

Отправить комментарий